Спешим попасть в зеленый

green_sm

Довольно часто в последнее время стал слышать ворчание бывалых водителей «одни светофоры, мол, кругом». По мнению спецов со стажем - и без них можно обойтись, если четко руководствоваться пунктами Правил и здравым смыслом. После выхода в свет сюжета о новом светофорном объекте на Юго-Востоке на интернет-сайте канала АРТ даже завязалось обсуждение: так ли нужны электронные регулировщики?

С коренным, если так можно выразиться, жителем этого района и решил встретиться наш корреспондент.


Взять и отменить!

Неспешно кружим по вечерним улицам. Наши основные маршруты сегодня: Степные и Гульдер. Моего собеседника зовут Анатолий ПОПОВ, специалист по электронике, работает в сфере телекоммуникаций:

- Я живу на Юго-Востоке с 1975 года. Новых районов когда еще в помине не было, мы сюда мальчишками ездили смородину собирать, дикая степь. Да и с ростом города никогда здесь особо движение не нужно было регулировать. Если только в проблемных местах, вроде поворота со Спасского шоссе на Орбиту. Или взять перекресток Муканова-Рыскулова: там всю жизнь кольцо было, никаких вопросов, все разъезжались. При прошлом акиме убрали его, наставили светофоров, теперь аварии каждую неделю - со всех сторон ведь «летят»...

Подъезжаем к супермаркету «Корзина», занимаем наблюдательную позицию.

- Смотрите! - поясняет Анатолий. - Люди перебегают дорогу между двумя остановками, чуть поодаль зебра пешеходного перехода. И лишь после - новый светофор. Он здесь совершенно не нужен.

На циферблате восьмой час, трафик небольшой. Машины покорно замирают на красный. Никаких помех: ни пеших, ни выезжающих из микрорайона. Вот нетерпеливый «мерс» проскакивает мимо на запрещающий, успев набрать изрядную скорость после поворота с проспекта Республики. Едем дальше. Еще один светофор у поворота на «Турист». Чуть дальше, возле нового автосалона - еще один. Выше, в сторону автостанции, возле швейной фабрики, аналогичный перекресток и разноцветные огни.

- Чтобы миновать такой перекресток, достаточно знать ПДД. А так только время теряем, да лишние нарушения замечаем. Обратите внимание, вот поворачивает автобус 56 маршрута. Они, обычно, делают это либо на мигающий, либо уже на красный. У них график, тоже можно понять. А дорогу между Степным и Гульдером в это время переходят люди. И они-то идут на зеленый! - аргументирует мой собеседник. - Или взять отрезок от Орбиты до поликлиники: там 5 (!) светофоров. В последнее время смотришь - везде ставят. И не только на Юге. Но и в городе, на Ленина, например. Днем там движение приличное, а вечером по пальцам можно сосчитать машины. А светофоры работают в том же режиме...

Была большая авария у «Туриста», так после здесь три дня был просто желтый мигающий - никаких проблем, все спокойно разъезжались, кому куда. Скорости снизились, народ летать перестал. - итожит автомобилист со стажем.

 

Не все так просто

Решаю попасть сюда в другое время. Днем у нового супермаркета все также тихо и спокойно, поток транспорта не очень большой. Беседую с местными таксистами на пятачке.

- Обязательно нужен здесь светофор! Мы слышали, что его хозяева маркета за свой счет поставили, бюджетных денег тут нет. Без него из микрорайона не выехать вовсе. Утром все мчат, никак не проскочишь. Если направо выходишь, то еще как-то можно выбраться за счет светофора на проспекте, он поток отсекает. А если в город, нужно налево повернуть. Раньше никто не пропускал, тут такая пробка была, шум, мат. Другое дело, когда в час пик начинается наплыв в магазин. Парковка забита, мест нет. Люди ставят машины через дорогу, а потом с покупками перейти не могут. Так что тут без светофора никак! - наперебой рассказывают мне мужчины на подержанных иномарках.

- Вопрос в том, что так магазины тоже строить нельзя. Воткнули впритык к дороге и живи тут как хочешь. У бокового проезда идет забор, которым огорожен долгострой. Возле него народ напаркует машин и разъехаться уже нереально. Я с Шахтеров поворачиваю, а мне навстречу со Степного уже колонна стоит. А плюс к этому пешеходы, грузовики с товарами. А если пару фур заезжает, то вообще «туши свет». Здесь раньше скверик был, с детьми гуляли. Кругом одни супермаркеты теперь. Ни одного стадиона или детского парка. Но это, понятно, не для вашей газеты тематика, но может прислушается кто? - сетует таксист.

Посещаю «Корзину» утром и вижу в точности описанную картину. Без светофора здесь действительно из недр микрорайона не выехать. Еду к швейной фабрике, стрелка переваливает девять. Трафик незначительный, многие водители лихо проскакивают на красный, разогнавшись с горки от автостанции. В разгар рабочего дня перекресток часто пуст, лишь активно крутится общественный транспорт. Здесь, кстати, нет совершенно никакой разметки, стоп-линий. Дублирующий светофор замер в зарослях карагача, часто при порывах ветра его просто не видно. В таких же зарослях укрываются дорожные знаки при движении с Гульдера.

Подолгу стою у каждого из пяти светофоров на пути от Орбиты до перекрестка Шахтеров-Строителей. Здесь, как ни крути, без электронного регулирования никак потоки не развести. Занимаю позицию возле ободранного строителя в начале аллеи, на его бетонной конструкции уже началась гангрена. Все-таки не умеют у нас нынче делать памятники на века. С этой точки видно, как машины замирают на повороте от «12 месяцев», после встают еще раз на примыкании Строителей. Но, в целом, движение ладное, без сбоев и рывков. Мелких нарушений тоже хватает. Грешат ими как частники, так и вечно спешащие «автобусники». Везет не всем, на пятачке перед остановкой дачных автобусов стоит патрульный экипаж, «принимающий» самых ретивых.

От обилия информации шумит в голове. Понимаю, что пора к спецам. Без их помощи тут никак не разобраться.

 

Повелитель 107 светофоров

- «Карагандаавтотранссигнал» существует с 1971 года. Знало предприятие и взлеты, и падения, меняло названия и форму собственности. Я здесь тружусь с 1978 года, больше тридцати лет выходит, - рассказывает Роберт РАЙЦ, директор.

- К моменту распада Союза в Караганде было 96 светофорных объектов. После развала и лихих девяностых их осталось всего 34. Сегодня в нашем ведении их 107. Так что разговоры о том, что они «на каждом углу и растут как грибы» не имеют под собой никакой почвы. Учтите еще и потоки. Во времена СССР плотность движения была в разы ниже, а сейчас только личный парк насколько увеличился и продолжает расти, не взирая ни на какие кризисы.

- Водители сетуют, что часто можно обойтись без светофора. Стоим, мол, зря. Топливо только жжем.

- Темп в любом случае нужно сбивать, снижать скорости. Особенно это актуально на больших пролетах. Вот, для примера, отрезок от проспекта Республики до поворота на магазин «Турист», внушительное расстояние получается. Машины, особенно иномарки, успевают там набрать очень большую скорость. Ни дорогу перейти, ни повернуть со Степного. Инициатива руководства торгового центра здравая. Прежде всего, теперь пешеходы могут спокойно переходить здесь дорогу. Кроме всего, город ничего не тратил, все легло на плечи коммерсантов... - добавляет Роберт Фридрихович. - Дальше, по движению. Сейчас вроде бы светофор в тупике за новой поликлиникой не актуален. Но там по новому Генплану предусмотрено мощное развитие всего района, новые стройки. Значит совсем скоро туда устремится внушительный поток транспорта. Так что перекресток из Т-образного превратится в классический и без светофора там никак не обойтись. Особый акцент будет сделан на безопасность пешеходов. По поводу «Орбиты»: от этого микрорайона в сторону поликлиники проходит 19 маршрутов пассажирского транспорта. Сами представляете, чтобы там было без развязки и светофоров. Они работают четко, интервалы выверены с учетом многочисленных исследований и наблюдений.

Мы, фактически, лишь исполнители. Заказчиком у нас выступает ОЖКХ, а вопросами организации и безопасности движения, оперативным управлением ведает дорожная полиция. Наша служба техническая. Построить, эксплуатировать, ремонтировать. Мы существуем как ТОО, сами переживаем не самые лучшие времена. Участвуем в тендерах, беремся за заказы, связанные с дорогами. Главное ведь - не растерять толковых специалистов, сохранить штат. Сейчас, например, заканчиваем возведение двух светофорных объектов в Сатпаеве.

- А почему забрались так далеко?

- Депутаты бюджет так распределили. Решено ничего нового не строить в этом году в Караганде, только обслуживать прежнее. Поэтому приходится самим искать работу.

- Недавно вновь центральный проспект в городе укатали асфальтом, потратив на это колоссальные деньги. Зато все знаки остались прежними. Как с этим быть, не легче ли все решать комплексно?

- Сейчас в Караганде нужно срочно восстановить более 200 дорожных знаков. Какие-то украли, какие-то повреждены из-за наездов, вандалов и непогоды. Но у нас даже на это нет денег. А ведь это безопасность сотен, тысяч людей.

- Как часто «наезжают»?

- В этом году было уж семь наездов на светофоры. Одна такая авария оценивается от ста тысяч до полумиллиона тенге. Если просто опора повреждена - полбеды, а вот если контроллер задет, хуже. А ведь восстановить работу нужно в считанные часы, сейчас мало мест в городе, где можно ремонтировать что-то пару дней, все машинами запружено.

- Но ведь все ключевые места в городе просматриваются, все записывается.

- Да, нарушителей потом находят, задерживают, суд заставляет возмещать ущерб. Но деньги, полученные от них, попадая в бюджет, обезличиваются. Вот если бы они сразу к нам приходили, было бы проще. Или существовал бы резервный аварийно-восстановительный фонд, как раньше. А так дали на год 140 миллионов (из них 80 идет на обслуживание светофоров и содержание прочих средств регулирования, а 60 на разметку, которой занимается другое предприятие), и крутись, как можешь...

- Случается видеть неработающие светофоры. А есть такие перекрестки где и два инспектора с трудом «разруливают». Почему это происходит?

- На 99,9% это отсутствие электроэнергии. Как правило, нашей вины в этом нет. Независимые источники питания находятся в городе далеко друг от друга. Запитывать все светофоры в Караганде альтернативно и гарантировано - нереально. Использовать солнечные батареи - дорого и пока неактуально. У нас есть опыт по установке дорожного знака с подсветкой на солнечных батареях - такая полностью автоматизированная проблесковая система, совмещенная с дорожными знаками, несколько лет работает на пешеходном переходе у гимназии №3. Солнечные панели предполагалось использовать и при установке интеллектуальной системы со сменными знаками и метеостанцией, что функционирует на выезде из города по трассе на Темиртау. Но энергопотребление там очень высокое, они не «потянули», пришлось прибегать к традиционным способам. Хотя сегодня и используется все больше экономичных LED-дисплеев и меняется начинка приборов, совсем от электропитания мы пока отказаться не можем, - смеется Роберт Фридрихович.

- Если раньше система была проводной, то в настоящее время она реализована на базе радиомодемов. В режиме реального времени наши диспетчеры могут управлять любым из 94 перекрестков города! - подключается к разговору замдиректора фирмы Наталья ДУШКО. - Причем мы видим состояние всех компонентов и можем высылать дежурную бригаду сразу, как только неисправность обнаружена. Еще хочу отметить, что в городе установлено 187 указателей направления движения в конкретные города. Это существенно облегчает жизнь водителям-транзитникам, делает поездки более удобными.

- Технологии не стоят на месте. Существуют интеллектуальные системы, учитывающие трафик, погоду, другие факторы. Как обстоит дело с этим у нас?

- Мы выезжаем на международные выставки, знакомимся с новинками, общаемся с коллегами из мегаполисов. Здесь ответ простой - были бы деньги. При должном финансировании мы готовы смонтировать любую систему, хоть калифорнийскую, хоть голландскую, - говорит Роберт РАЙЦ. - Наш город еще со времен Союза часто использовался как место для обкатки многих методологических решений и технологий. На нашей базе работали спецы московского НИИ безопасности движения. Бить потоки на порции - еще с тех лет предложение. Это возвращаясь к вашему вопросу о светофорах в спальных районах. Только таким образом можно упорядочивать движение в больших городах. Кроме того, у нас прекрасно работает автоматизированная система, в рамках которой реализована так называемая «зеленая волна». Если вы движетесь по Бухар-Жырау от Саранского шоссе, то при скорости в 50 км/ч можно беспрепятственно доехать до Юго-Востока. Естественно, если нет аварий или пробок в районе рынка или 16-го магазина, наиболее проблемных местах.

- В прежние времена можно было видеть, как в 23.00 все светофоры переходили в мигающий режим. Смотришь старые фильмы, там часто это заметно, если есть ночные съемки. Была такая практика распространена и у нас. Почему бы не переключать так и сегодня, на том же Юго-Востоке, например?

- Желтое мигание было разом отключено после чудовищной аварии в 90-х. Тогда все больше становилось иномарок. Вот такой лихач разогнался далеко за сотню. И на перекрестке Нуркена - Бухар-Жырау снес забор, светофоры, наши шкафы с аппаратурой. Успокоился только возле тогдашнего «Ампира», бывшего кинотеатра «Родина». Я считаю, что это правильное решение. Взгляните на поток в центре. В 12 ночи так много машин, что ни о каком «дежурном» режиме не может быть и речи. Я уже не говорю о нынешних скоростях.

- Чем еще живет ТОО «Карагандаавтотранссиганал», какие планы у вас?

- На месте не стоим. Весной успешно прошли процедуру сертификации и подтвердили соответствие своей системы менеджмента качества требованиям стандарта СТ РК ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», что подтверждено соответствующими документами. Недавно получили сертификат, который позволяет нам выпускать дорожные знаки, отвечающие самым последним ГОСТам. В их производстве используются новейшие пленки с высоким коэффициентом светоотражения. Такой знак словно «горит» в свете фар и отлично виден ночью. Участвуем в работе научных семинаров и тематических конференций. Карагандинским автомобилистам дам простой совет: не надо сильно разгоняться, не придется резко тормозить. А так почти везде можно попадать в «зеленую волну».

 

Мыслить широко, действовать стандартно

- Это только со стороны кажется, что дорожными проблемами может управлять каждый: хоть домохозяйка, хоть министр. К чести карагандинских чиновников отмечу, у многих профильное автомобильное образование, никакого непонимания у нас не возникает. Зачастую даже дельные советы дают. А по поводу обозначенных вами мест, предлагаю заглянуть в государственные стандарты, касающиеся организации и безопасности движения. - говорит старший госавтоинспектор дорожно-технического надзора ОДП Караганды, майор полиции Виктор МАСАЛЕВИЧИУС.

- Взгляните, для введения светофорного регулирования необходимо, чтобы выполнялось определенное критическое соотношение интенсивностей транспортных потоков. И это соотношение должно выдерживаться в течение не менее 8 часов рабочего дня недели. То есть, это не та ситуация, когда возник небольшой затор на полчаса утром и на двадцать минут вечером. Такие критические соотношения интенсивности нами определяются и постоянно учитываются во всех районах города. К вопросу о новом светофорном объекте на пр. Шахтеров, то согласно Государственного стандарта Республики Казахстан СТ РК 1412-2005 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» для введения светофорного регулирования на данном перекрестке достаточно было, чтобы по главной дороге проезжало более 900 автомобилей в час, а по второстепенной - 75. Фактические данные несколько выше. Возле «Корзины», например,  в течение рабочего дня количество проезжающих машин варьируется от 1.000 до 1.400 единиц в час!

Кроме того, организация дорожного движения в данном месте учитывает движение пешеходов. Система рассчитана таким образом, чтобы человек гарантировано успевал перейти дорогу от торгового центра.

Схожие показатели и на других перекрестках Юго-Востока. В нынешнем тупике у Гульдера перекресток вообще будет реконструирован к моменту открытия нового торгового центра.

- То есть установка светофоров, переходов и других объектов это не чья-то прихоть или внезапное желание?

- Нет, конечно. Предварительно анализируется вся картина, оценивается поток, проблемы, возможная аварийность, перспективы. В нормативных документах все параметры четко описаны, остается только строго им следовать. Ведь речь идет о безопасности горожан.

Сейчас лето - пора активных дорожных ремонтов. Много сил и времени сотрудники нашего подразделения тратят на обеспечение безопасной и беспрепятственной работы дорожников на главном проспекте города. Но, могу доложить, руку на пульсе всех остальных проблем города мы держим постоянно! - заверил майор МАСАЛЕВИЧИУС.

- Что касается перехода в мигающий режим ночью или со спадом трафика - предложение дельное. Такая практика была раньше. Думаю к ней можно вернуться. Но только после предварительного анализа и скрупулезной оценки всех факторов. Количество машин на улицах Караганды и скорости выросли существенно. Некоторые нерадивые водители воспринимают желтый сигнал светофора, как приглашение промчаться с «ветерком» по главной дороге. А тут недалеко и до аварий, количество которых мы стараемся сокращать всеми силами.

 

Руслан ТЕЛЕГИН

 

Газета «АВТОМОБИЛИСТ» №32 от 14 августа 2009г.

 

Новости

15.12.2021

По Указу президента Республики Казахстан от «02» декабря 2021 года Начальник службы светофорного хозяйства Череватый Владимир Игоревич награжден МЕДАЛЬЮ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «К 30-летию Независимости Казахстана»


Подробнее...
 
08.07.2020

Палатой предпринимателей Карагандинской области выдан Индустриальный сертификат №110000035 о том, что ТОО «Карагандаавтотранссигнал» является отечественным производителем товара, работ, услуг.

 

 
02.06.2020

Благодарственное письмо от акима Карагандинской области вручено директору ТОО «Карагандаавтотранссигнал» Витущенко Дмитрию Николаевичу за помощь в организации работы Центра оперативного реагирования.


Подробнее...
 
12.08.2019

Каждое второе воскресенье августа традиционно отмечают свой профессиональный праздник представители самой, пожалуй, созидательной профессии – строители.


Подробнее...